Зубной налёт. Причины и механизмы

Каждый из нас, постоянно слышит разговоры о необходимости H143a2200a7814465b26ed18de219946bO.jpgчистить зубы минимум два раза в день, а желательно после каждого приема пищи!! Все разговоры, о необходимости чистить зубы, кот мы слышим с детства, набили «оскомину»! И, обращаясь к стоматологу, с любой проблемой в полости рта, мы снова и снова и снова слышим: «У Вас плохая гигиена! Вы недостаточно уделяете времени и неправильно чистите зубы!» И каждый раз врач-стоматолог заводит старую песню, которую мы слышали с детства!

Видимо эти стоматологи сговорились и постоянно твердят нам о важности этой самой гигиены, а я пришел с проблемой: » У меня кровоточат дёсна, выпадают пломбы, появилась чувствительность на холодное! И пациент начинает скептически смотреть на доктора, в глазах пациента непонимание!

Давайте вместе проанализируем, а насколько важна эта самая «гигиена» и зачем ей уделять столько времени и внимания?

Где образуется зубной налет?

Есть неоспоримые научные факты, которые помогут нам разобраться в этом простом, но в то же время неоднозначном и запутанном вопросе.
  • Зубной налет – клейкие наслоения на поверхности зубной periodontit-1.jpgэмали, основу которых составляют скопления микроорганизмов и продуктов их обмена.
  • Зубной налет образуется на коронке зуба (особенно, на контактных поверхностях, в фиссурах, углублениях, ямках, пришеечной области, межзубных промежутках), а также вдоль и ниже десневого края.
  • Зубной налет в стоматологии относится к неминерализированным зубным отложениям и может встречаться в любом возрасте.
  • Его поверхность покрыта слизистой мукоидной пленкой, поэтому зубной налет, не смывается слюной и водой, но может частично удаляться во время приема пищи. Через несколько часов после полного удаления зубной налет появляется вновь.
  • Зубной налёт может образовываться на поверхности всех ортопедических конструкций, находящихся в полости рта.

Симптомы зубного налета.

Зубной налет проявляется: tooth-loss.jpg

• изменением цвета и потерей блеска зубной эмали,
  • ощущением шершавости зуба,
  • неприятным запахом изо рта (галитозом).
Зубной налет может быть белого, зеленого и коричневого цвета. Обычно наблюдается мягкий зубной налет в виде беловатой или слегка желтоватой вязкой массы, тонким слоем покрывающей поверхность зуба. Чаще всего белый зубной налет накапливается в пришеечной области коронки, межзубных промежутках, фиссурах жевательных поверхностей,  по десневому краю, вокруг пломб, на ортопедических и ортодонтических конструкциях. Пигментированный зубной налет образуется вследствие окрашивания эмали при употреблении кофе, крепкого чая. Появление коричневого зубного налета может быть связано с курением - воздействием никотина и смол. Состав налёта на зубах верхней и нижней челюсти различается.

Диагностика зубного налета.

Диагностировать зубной налет можно самостоятельно в домашних zubnoj-nalet.jpgусловиях, при помощи обычного зеркала. Во время осмотра полости рта у стоматолога. Для визуализации зубного налета применяются специальные красители в виде растворов, ополаскивателей, таблеток, окрашивающих области, пораженные налетом, в яркий цвет. При наличии признаков зубных отложений важно определить их вид (мягкий зубной налет, зубной камень).

Состав зубного налета.

Зубной налёт (иногда используется термин «зубная бляшка» как дословный перевод с аналогичного английского термина) — скопление бактерий в виде плёнки, образующейся на зубах (в том числе и здорового человека).

Зубной налёт включает как аэробные, так и факультативно анаэробные бактерии: 150391670747.jpgстрептококки, вейлонеллы, нейссерии, дифтероиды, лактобактерии, стафилококки, лептотрихии, фузобактерии, актиномицеты, дрожжеподобные грибки и др. Наиболее значимым для развития кариеса является стрептококк S.mutans.
Устойчивая структура зубного налёта обеспечивается липким матриксом (биоплёнкой), который защищает входящие в его состав бактерии от действия антибиотиков и других лекарств. Зубной налет (зубная бляшка) на 50-70% объема состоит из плотного слоя бактерий. Микробный состав зубного налета быстро меняется, изначально доминируют аэробные формы, затем начинают преобладать анаэробы.

Механизм образования зубного налета.

Мало кто знает, что после чистки зубов зуб остается “чистым” в течении всего нескольких минут. Уже через 1-2 минуты после чистки на зубной поверхности образуется пелликула.
Пелликула – органическая, бесструктурная и бесклеточная оболочка, роль которой заключается в регулировании транспорта 26-lechenie-i-ukreplenie-desen.pngразличных веществ как из тканей  зуба в ротовую полость, так и наоборот.

Несмотря на то, что пелликула может окрашиваться пищевыми красителями, в большинстве случаев она не видна невооруженным глазом.
Поверхность зуба покрыта очень тонкой (толщиной до 1 мкм) пленкой. Являясь полупроницаемой, она участвует в обменных процессах с ротовой жидкостью. Благодаря пористому строению в него могут проникать мельчайшие остатки пищи, разрушенные клетки эпителия, лейкоциты, макрофаги. микроорганизмы из полости рта легко приклеиваются на поверхности пелликулы с образованием мягкого зубного налета, не имеющего постоянной внутренней структуры. Образованию данной связи способствуют электростатические силы: ведь поверхность зуба заряжена отрицательно, а микроорганизмы – положительно. Как известно, противоположные заряды притягиваются друг к другу! С течением времени количество и качество бактерий в налёте меняется.

ВАЖНО: Если зубы были очищены от налёта несколько часов назад, бактерий мало (десятки тысяч в 1 г вещества) и они преимущественно аэробные, если прошло несколько суток — их много (до сотен миллиардов).

Бактерии зубного налёта выделяют кислоту, но в первые часы она нейтрализуется слюной. А через несколько часов налёт становится толстым и плотным, слюна перестает проникать в него, и кислота начинает растворять эмаль зуба, что со временем приводит к оголению дентина и развитию кариеса.
Сами микроорганизмы устойчивы к образованной кислоте.
При существовании более 1-3 суток (в среднем 48 ч) зубной налет созревает и за счет огромной концентрации бактерий, выделяющих агрессивные ферменты, вещества, растворяющие кальций, и эндотоксины, он приобретает патогенный потенциал. Это ведет к увеличению как толщины и массы налета, так и его твердости.

Причины образования зубного налета.

• Недостаточно хорошая гигиена ротовой полости.bigstock-Bacterias-and-viruses-around-t-170522072.jpg
  • Неправильно подобранные средства гигиены: зубная щётка и паст.
  • Употребление пищи богатой лёгкими углеводами.
  • Употребление кофе, чёрного чая, напитков с окрашивающими добавками.
  • Наличие пломб, протезов, ортодонтических аппаратов и конструкций.
  • Наличие разрушенных зубов.
  • Курение.
  • Заболевания ЖКТ.
  • Нарушения обмена веществ.
  • Частичное отсутствие зубов и нарушения прикуса.
  • Лечение антибиотиками.

Последствия зубного налета.

• Является прямой причиной образования кариеса и оголения дентина (чувствительность)
  • Является прямой причиной изменением цвета и потерей блеска periodontit-zuba-chto-eto-takoe-kak-lechit-v-domashnih-39rn7ziseh6ejuevgmmm80.jpgзубов
  • Является прямой причиной неприятным запахом изо рта (галитозом)
  • Является прямой причиной образование зубного камня
  • Является прямой причиной кровоточивость и воспаление десен - гингивит и пародонтит.
  • Является прямой причиной множества не только стоматологических заболеваний,но и заболеванием желудочно-кишечного тракта.
  • Повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний;
ВАЖНО: Зубной налет вреден для зубов. Именно поэтому стоматологи советуют часто удалять зубной налет. Если его не удалять, то уже через 26 чесов он обогатится минералами и затвердеет, образовав зубной камень. А поскольку камень минерализован, его гораздо сложнее снять с поверхности зуба, чем зубной налет и проблем при возникновении зубного камня гораздо больше и последствия более серьезные для здоровья.

Профилактика зубного налета.

• Своевременное удаление мягкого зубного налета способствует оздоровлению органов полости рта, предупреждению заболеваний зубов и пародонта.Наиболее простойи эффективный способ удаления мягкого зубного налета –механическая чистка зубов помощью зубной пасты, щетки и других средств гигиены. Удаления зубного налета должно являться частью ежедневного гигиенического ухода за полостью рта - правильная и регулярная чистка зубов;
  • Профилактику зубного налета у детей начинают проводить с момента появления первого молочного зуба и обучение детей правильной чистке зубов начиная с 1.5 лет!
  • Чистить зубы после употребления сладкого( следует учитывать, что большее значение имеет не количество принимаемых в пищу углеводов, а длительность их контакта с зубами);
  • Исключение или ограничение потребления простых сахаров, курения;
  • Использование ирригатора полости рта для чистки труднодоступных участков (межзубных пространств, зубодесневых складок), брекет-систем, коронок, мостов, зубных протезов;7734253454358.jpg
  • Необходимо посещать стоматолога-пародонтолога для проведения профессиональной гигиены полости рта, включающей этапы ультразвукового скейлинга, чистки с помощью аппарата Air-flow полировки абразивной пастой и глубокого фторирования эмали зубов.
  • Герметизация фиссур (Ямки и фиссуры – это крохотные углубления и желобки, которые присутствую на жевательной поверхности задней группы зубов у детей и взрослых.
Соблюдение всех этих правил, наряду с регулярными походами к стоматологу избавят вас от зубного налета и его последствий.